Картели, калий и война

25 июля 2022 г.

Пол Миклашевич
Директор по инвестициям (CIO)


Термин «картель» обычно ассоциируется с колумбийскими или мексиканскими наркобаронами, но 15 лет назад два богатейших картеля на земле не имели ничего общего с наркотиками.

Они производили куда более важный продукт: калийную соль (карбонат калия, или поташ).

Один картель базировался в Северной Америке и назывался (и до сих пор называется) Canpotex. В 2007 году компания занималась продажей калийной соли по всему миру от имени таких канадских компаний, как Potash Corp. of Saskatchewan Inc., Agrium и Mosaic Corp. Главный офис компании находится в США, а добыча калия ведется на рудниках в канадской провинции Саскачеван.

Саскачеван называют «калийной Саудовской Аравией», однако такое сравнение не совсем верно. Саудовская Аравия располагает лишь около 16% известных мировых запасов нефти, тогда как на Саскачеван приходится 30% известных мировых запасов калийной соли. В Саудовской Аравии добывается 12% мировой нефти, а добыча калия в Саскачеване составляет 32% мировых запасов. Это ставит его в более доминирующее положение по отношению к мировым запасам других основных видов сырья.

В 2018 году Potash Corp. и Agrium объединились, создав компанию Nutrien, которая на сегодняшний день является крупнейшим в мире производителем калия. Ожидается, что в этом году Nutrien произведет около 15 млн. тонн калия (для сравнения – общемировой объем производства за 2020 год составил чуть более 69 млн. тонн).

Название второго картеля – «Белорусская калийная компания» (БКК), представлявшая собой партнерство двух производителей: белорусского «Беларуськалий» и российского «Уралкалий». Этот картель перестал существовать в 2013 году – «Уралкалий» разорвал партнерство, обвинив «Беларуськалий» в превышении квот на продажу, что тот, в свою очередь, отрицал.

Более вероятно, что «Уралкалий» просто хотел получить больше доходов и, будучи малозатратным производителем, был готов противостоять глобальной ценовой войне. Какова бы ни была причина, распад БКК разрушил калийную дуополию и привел к усилению ценовой конкуренции, что снизило мировые цены на хлористый калий и остановило рост новой конкуренции.

Несмотря на ликвидацию БКК, Беларусь и Россия по-прежнему оставались крупными производителями калийной соли. В 2020 году объем произведенного в России сырья составил чуть менее 14 млн. тонн, или 20% общемирового объема поставок. Беларусь произвела чуть более 12 млн. тонн, или около 18% мирового объема поставок.

Таким образом, совокупное производство калийной соли в этих двух странах в 2020 году составило 38% мирового предложения, превысив объем производства Канады (32%). Россия и Беларусь являются малозатратными производителями и до недавнего времени довольствовались поставками больших объемов по более низким ценам. В 2020 году базирующаяся в Латвии дочерняя компания «Уралкалия», SIA “Uralkali trading”, фактически имела самый большой оборот среди всех латвийских компаний – 1,81 млрд евро, однако сообщила об убытках в размере 90,48 млн евро.

В контексте общего экономического воздействия экспорт калийного сырья особенно важен для Беларуси и составляет около 9% ее годового экспорта.

По этой причине мы ожидали, что после политических репрессий, последовавших за президентскими выборами в Беларуси в августе 2020 года, и после захвата рейса 4978 авиакомпании Ryanair прошлым летом, именно экспорт калия станет объектом западных санкций. Но и понимали, что наложение санкций на 18% мирового производства сырья неминуемо окажет огромное влияние на цены.

В начале февраля этого года Литва запретила транспортировку белорусского калия через свой терминал в Клайпеде, что, так сказать, затруднило его экспорт. Когда Путин вторгся в Украину, ситуация на калийном рынке стала беспрецедентной с точки зрения динамики поставок. Теперь ограничения коснутся и российского экспорта, и ему придется бороться за поиск новых портовых мощностей, договоренностей и даже конечных покупателей.


Но что такое поташ и почему он так важен?

Термин «поташ» относится к группе минералов и химических веществ, содержащих калий (K).

Согласно Canpotex, калий улучшает общее состояние растений и повышает урожайность. Калий важен для сельского хозяйства, поскольку повышает влагоудержание, урожайность, питательную ценность, вкус, цвет, текстуру продовольственных культур и их устойчивость к болезням. Его широко применяют для выращивания фруктов и овощей, риса, пшеницы и других зерновых культур, сахара, кукурузы, соевых бобов, пальмового масла и хлопка – всё благодаря свойствам этого питательного вещества, повышающего качество.

Калий является одним из трех элементов, необходимых для роста растений, двумя другими являются азот, который помогает расти листьям растения, и фосфор, который способствует росту корней растений, а также развитию цветов и плодов. После Второй мировой войны совершенствование методов удобрения привело к значительному росту мировых урожаев сельскохозяйственных культур и беспрецедентному росту численности населения планеты, особенно на развивающихся рынках.

В 2000-х годах внимание глобальных инвесторов было сосредоточено на удовлетворении растущего спроса со стороны потребителей на формирующихся рынках Азии, и Китая в частности. Одна из наиболее влиятельных идей в период до мирового финансового кризиса гласила, что первое, что сделали бы китайцы, получив больший чистый доход, – увеличили бы потребление мяса, долгое время считавшиеся недостижимой роскошью при коммунистическом режиме. Было подсчитано, что на каждый килограмм выращенной курицы потребуется 2,5 килограмма корма, а на килограмм свинины или говядины – примерно в 4 и в 7 раза больше корма, соответственно. Это свидетельствовало о беспрецедентном спросе на сельхозпродукцию, а Canpotex и БКК контролировали 70% всего производства важнейшего элемента для повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Цены на хлористый калий взлетели до небес.

Одной из самых успешных инвестиций в моей карьере стало вложение средств в компанию Anglo Potash, которая изначально называлась Anglo Minerals, пока я не посоветовал им сменить название, сказав, что никто не в курсе, что это калийная компания. Огромное количество их акций купил инвестиционный фонд, в котором я тогда работал, а также приобрести акции Anglo Potash я убедил многих трейдеров из брокерских компаний, с которыми сотрудничал по продажам. Как правило, они занимались крупными компаниями и с удовольствием использовали хорошие идеи с небольшой капитализацией для своих личных портфелей.

Во главе Anglo Potash стоял умный парень по имени Тодд Монтгомери, который предвидел рост мирового спроса на калий в скором времени и скупил права на землю вокруг крупнейших калийных рудников в Саскачеване. В конечном итоге Anglo Potash открыли проект «Янсен» (Jansen), и в мае 2008 года их выкупил австралийский горнодобывающий гигант BHP Billiton. Акции, которые мы начинали покупать по цене примерно 0,60 канадских долларов, BHP Billiton выкупили у нас за 8,15 доллара за акцию наличными – так сильно они хотели поташ и не хотели делиться. Для Тодда и моего синдиката всё случилось как нельзя вовремя, чего не скажешь о BHP Billiton, ведь сразу после этого случился мировой финансовый кризис – рынки рухнули, цены на хлористый калий упали, и дуополия картелей потерпела крах.

И вот спустя 13 лет после покупки проекта «Янсен», в августе прошлого года BHP Billiton, наконец, решили продолжить разработку этого гигантского проекта общей ориентировочной стоимостью 5,7 млрд долларов США. Добыча на этом руднике должна начаться не ранее, чем через пять лет, а полной мощности в 4,35 миллиона тонн калия ожидается достичь на седьмом году разработки.

Задержка BHP Billiton с осуществлением проекта «Янсен» является ярким примером недостаточных капиталовложений за последние полтора десятилетия, направленных на расширение производства важнейших сырьевых товаров. Кроме того, это свидетельствует о неэластичности новых поставок хлористого калия в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Таким образом, уменьшение мировых запасов поташа на 38% нанесет колоссальный удар по ценам на калийную продукцию в ближайшем будущем, что способствует лишь усугублению последствий ограничений или блокады в отношении сельхозпродукции как из России, так и из Украины. А значит продолжится и рост цен на продовольственные товары.

Nutrien, крупнейший в мире производитель хлористого калия, заявил о планах увеличить объем производства на 40 процентов по сравнению с уровнем 2020 года, что позволит к 2025 году производить 18 млн тонн в год, поскольку война в Украине создала неопределенность в отношении поставок из Восточной Европы. Однако даже такого увеличения объема будет недостаточно, чтобы компенсировать перебои с поставками и сокращение производства поташа в этом году и в дальнейшем. По оценкам, в 2022 году производство калия в России может сократиться на 10-40%, а в Беларуси – на 60-70%, а последствия этих сокращений станут по-настоящему ощутимыми лишь во второй половине этого года.

Тогда, в 2008 году, цены на хлористый калий выросли до ошеломляющих высот из-за ценовой дуополии. Теперь же заправлять всем будет один единственный картель, и, похоже, он станет одним из самых прибыльных за всю историю.

Сырьевые рынки цикличны. В условиях, когда спрос превышает предложение, цены взлетают, стимулируя новое производство. А новое производство обычно превышает спрос, что приводит к избытку предложения и снижению цен. На развитие этих циклов уходит время, но для тех, кто уже сталкивался с предыдущими циклами или изучал историю экономики, очевидно, что общее недостаточное инвестирование в калийные мощности и ряд других ключевых сырьевых товаров приведет к одному из самых значительных сырьевых циклов всех времен.

Новый супер-цикл начался, и впереди у него долгий путь. 


Из материалов журнала Forbes ( номер 34, июль 2022 г.)