Человеческий капитал, привлекательность и экспоненциальная эра

28 марта 2022 г.

Пол Миклашевич,

Директор по управлению активами клиентов банка BluOr Bank


“The empires of the future are the empires of the mind” – Винстон Чёрчилль

Король Пруссии Фридрих II был одним из самых влиятельных лидеров XVII века – апофеозом «просвещённого абсолютизма». Фридрих Великий, известный также как «Старый Фриц», был абсолютным монархом, который стремился развивать своих подданных через благодетель и следование гуманистическим идеалам Просвещения. Согласно его указу «Generallandschulreglement» от 1763 года, Пруссия стала одним из первых в мире государств с обязательным образованием детей. (Для сравнения, в Британии и Франции обязательное образование было введено лишь в 1880-е годы – больше века после указа Фридриха Великого.) Прусская молодёжь всех социальных слоёв обучалась чтению и письму – главным навыкам, необходимым в эпоху модернизации. Образование также включало в себя уроки религии: обучением молодых пруссов плотно занималась церковь, воспитывавшая дисциплину, чувство долга и послушание.

Поголовное образование молодёжи, несомненно, восхищало приверженцев Просвещения, однако строгая дисциплина, которую воспитывали прусские школы, также способствовала другой страсти Фридриха II – военной экспансии. Что может быть лучше для военной подготовки населения, чем воспитание в детях дисциплины и пиетета к власти? Эти качества очень высоко ценились в эпоху, когда победа в сражении чаще всего доставалась стороне, способной держаться в строю под вражеским огнём и подчиняться приказам.

Современный мир многому обязан идеалам Просвещения, и мы, к счастью, ушли от восприятия человеческого капитала как пушечного мяса. Взаимодействие между монархами и человеческим капиталом за четверть тысячелетия перевернулось с ног на голову: в наши дни главным двигателем благосостояния является не королевская семья, а население. Компании, успешно применяющие мощь человеческого капитала, сконцентрировали богатство, о котором самые успешные монархи в истории (даже Фридрих Великий) могли только мечтать.
Человеческий капитал – на первом месте. Его хотят все. Компании и акционеры, государства и политики. Все без исключения.

Почему всех так привлекает человеческий капитал? Потому что он является главным компонентом в создании нематериальных активов. Нематериальные активы, в свою очередь, соответствуют большинству рыночной капитализации самых успешных компаний в мире. Идеи – масштабируемы, они могут расти экспоненциально. В отличие от физических товаров, их рост не сдерживается себестоимостью единицы, а, наоборот, создаёт обеспечивает непревзойдённую экономию. Автор проницательной книги «Экспонента» Азим Ажар отмечает: «в 1975 году 83% рыночной стоимости компаний, входивших в индекс Standard and Poor's 500, соответствовали материальным активам, остальные 17% приходились на нематериальную составляющую. К 2015 году это соотношение перевернулось с ног на голову».

В 2019 году, продолжает Ажар, пять крупнейших корпораций «Экспоненциальной эры» – Apple, Google (Alphabet), Microsoft, Amazon и Tencent – обладали традиционными активами на сумму лишь 6% от общей рыночной стоимости их акций, составлявшей 3,5 триллиона долларов США. Капитализация этих компаний (за исключением Tencent) продолжает расти экспоненциально.

Поскольку Латвия не изобилует важными промышленными ресурсами – к примеру, углеводородами или металлами, – нам стоит радоваться, что нематериальные активы так высоко ценятся в современной экономике.

Похоже, что мы этому рады. Но что мы делаем для того, чтобы развивать наш человеческий капитал – главный источник благосостояния и компонент ценности нематериальных активов?

Я имею честь служить в совете директоров Американской торговой палаты в Латвии (AmCham). Среди членов организации – крупнейшие, самые влиятельные компании мира, которые способствуют экономическому развитию нашей страны. Ничуть не удивительно, что для AmCham одной из главных стратегических задач является развитие человеческого капитала.

Самые ценные квалификации для членов AmCham – навыки цифровой эры, в особенности работа с данными и технические специальности. Лидерство, управление переменами и стратегическое планирование также ценятся высоко.

К сожалению, ответы членов торговой палаты на недавний опрос, который мы провели совместно с ОЭСР, показали, что Латвия не обеспечивает достаточно благоприятную среду для компаний, инвестирующих в развитие таких навыков. Респонденты отметили недостаток государственной поддержки и мероприятий по снижению риска для работодателей, направляющих значительные финансовые ресурсы на развитие персонала.

Главная причина такого положения дел – недостаток поддержки со стороны правительства, в частности, налоговых льгот на обучение персонала новым навыкам. Это серьёзная проблема, и нам следует тщательно задуматься о переходе к зарубежной практике сотрудничества между частным и общественным сектором в целях развития важных навыков.

Вторая причина кроется в утопленных издержках: компания теряет значительные вложения, если по завершении обучения сотрудник перейдёт к другому работодателю, предложившему более выгодные условия.

Партнёрство между государством и частным бизнесом, несомненно, следует развивать, но мобильность талантливых сотрудников, получивших профессиональное образование на работе, ограничивать не стоит. Скорее, наоборот: мы должны сделать всё возможное, чтобы принять этот процесс как данность. Мы должны извлекать из него уроки и учиться использовать, а не сдерживать его.

У талантливых профессионалов всегда будут выгодные предложения от ваших конкурентов.
Многие мультинациональные компании в Латвии, конечно же, не жаждут огласки своей деятельности в нашей стране, опасаясь, что это увеличит риск оттока сотрудников к конкурентам.
Человеческий капитал: его хотят все.

Поэтому компании, инвестирующие в человеческий капитал и повышение квалификации сотрудников, так тщательно работают над формированием культуры, в которой выдающиеся профессионалы чувствуют себя мотивированно и не стремятся уйти.

Моя работа – вкладывать деньги клиентов. Я размещаю их капитал в активах разных компаний, отраслей и стран. В работе с капиталом есть один принцип, который нельзя забывать: он перетекает туда, где к нему лучше относятся. Да, иногда можно найти возможности там, где риски оттеняются возможностью огромных доходов, но, как правило, капитал движется по пути наименьшего сопротивления. Именно поэтому фондовый рынок США является крупнейшим на планете – он обеспечивает инвесторам доступ к самым динамичным компаниям мира и к огромному количеству высококвалифицированных профессионалов, а также защищает интересы вкладчиков, стремясь поддерживать справедливую среду для коммерческой деятельности.

Если вы обладаете исключительными навыками и располагаете множеством вариантов, почему бы не следовать по пути, где к вам будут относиться хорошо, а острая конкуренция за ваши услуги обеспечивает наилучшее вознаграждение?

Посмотрим на эту ситуацию с оборотной стороны: пока мы не делаем всё, что в наших силах, для формирования и привлечения наиболее талантливого, перспективного человеческого капитала, на какие уступки мы идём? Какова цена выбора в долгосрочной перспективе?

Предлагаю ответить себе на такой вопрос: мы – пятизвёздочный курорт или общежитие? Какого рода человеческий капитал готова принять и обучить наша компания?

Служебное общежитие обеспечивает базовые потребности в ночлеге, в то время как пятизвёздочная гостиница поддерживает определённый стандарт обслуживания и внимания к потребностям гостей, опережая их запросы.

Совершенство притягательно. Человеческому капиталу привлекателен успех, а успех требует доступа к человеческому капиталу высшего качества. Именно это говорят нам наши иностранные инвесторы. Они хотят добиться больших успехов в Латвии, но для этого им требуется человеческий капитал.

Я родился и вырос в Торонто (Канада). На сегодняшний день больше половины жителей Торонто родились за пределами Канады – поразительная статистика, не правда ли? Город Торонто достиг поразительных высот в развитии, но он такой не один. Никого не должно удивлять то, что самые динамичные города на нашей планете являются домом для большого количества иммигрантов. В списке городов с наибольшим количеством жителей, родившихся в других странах, находятся самые экономически и культурно выдающиеся мегаполисы мира: Лондон, Париж, Нью-Йорк, Сингапур, Сидней. Возникают два вопроса: являются ли успешные города привлекательными для большого количества иммигрантов, или же, наоборот, иммиграция приводит города к успеху? Эти два вопроса нет смысла разделять – они взаимосвязаны.

Капитал привлекает человеческий капитал, и наоборот.
Латвия располагает огромным капиталом – природным, культурным, интеллектуальным, – но нам стоит снизить сопротивление на пути финансового и человеческого капитала. Необходимо обращать внимание на все элементы, требующиеся для того, чтобы создавать, привлекать и (что не менее важно!) удерживать человеческий капитал, а также привлекать зарубежные финансовые инвестиции в нашу страну.
Это требует внимания к деталям – нужно формировать и культивировать впечатление, которое мы оставляем, показывать готовность и желание стать совершенными, а не ограничиваться формальным соблюдением требований и пустыми разговорами.

Я сбился со счёта исследуемых компаний, которые, казалось бы, располагали всеми факторами успеха, но один-два недосмотра подрывали их успех. Нельзя позволять таким недосмотрам сорвать все наши старания в привлечении капитала – как человеческого, так и финансового.

Иногда простейший способ достичь победы – избегать вещей, которые значительно ухудшают вашу конкурентоспособность. В этом отношении самым главным «недосмотром» является двойное налогообложение дивидендов, которые в Латвии выплачиваются иностранным инвесторам.

Посмотрим на данные о прямых иностранных капиталовложениях (FDI) в странах Балтии.

С 2017 года до по третий квартал 2021 года показатель FDI в Эстонии возрос на 44,71%, в Литве – на 49,71%, а в Латвии на +16.33%.

Есть несколько возможных причин, по которым мы отстаём от соседей, но на общем фоне чётко выделяется изменение налоговой политики, которое привело к двойному налогообложению дивидендов иностранным инвесторам в 2018 году. Теперь нерезиденты – частные инвесторы из США в Латвии уплачивают на 24% больший налог на дивиденды, чем в Эстонии, и на 20% больший, нежели в Литве. Самым неприятным является то, что двойной налог не обеспечивает дополнительных налоговых сборов в наш бюджет, а лишь увеличивает сумму налогов, которые инвестор обязан уплачивать в родной стране. Ведь каждый евро, который инвестор платит за рубежом, мог бы быть инвестирован в Латвии. Всё предельно просто.

Мы не можем позволить себе такую брешь в налоговой политике, если серьёзно хотим привлекать человеческий или финансовый капитал, способствуя экономическому успеху.

-------

Фридрих Великий жил в эпоху империй, построенных на костях послушных солдат, приученных смиряться со своей судьбой. Совершенно естественно то, что его военную славу затмил Наполеон – главнокомандующий, постигший невероятную мощь человеческого капитала. Ранние достижения его Grande Armée приписывают современной военной тактике и радикальной меритократии. Наполеон ценил инновации и развитие, воодушевлял талантливых офицеров на великие победы – и будоражит умы по сей день.

Однако нам не стоит имитировать империи прошлого или стремиться строить «империи разума» по Черчиллю, чтобы достичь успеха в современном мире. Нам стоит лишь осознавать ценность человеческого капитала и стремиться формировать среду, в которой он сможет достичь совершенства.

Мы живём в экспоненциальную эру – век необычайных возможностей для расцвета экономики, расширения нашей налоговой базы, финансирования здравоохранения, образования, пенсий и защиты окружающей среды. Все эти задачи достойны уважения, но мы не выполним их, пока всерьёз не займёмся борьбой за человеческий капитал. Как только мы убедим себя в том, что действительно хотим преуспеть в этой борьбе, поняв, за что именно боремся и почему, мы сможем достичь успеха и вдохновить других на пути к совершенству. 


Из материалов журнала Forbes ( номер 30, март 2022 г.)