О программистах без стереотипов и особенном братстве ИТ

06 апреля 2018 г.

Руководитель IT управления BlueOrange Андрей Лавринович с восемнадцати лет в профессии. Еще в детстве у него было предчувствие, что за компьютерами – будущее. А сейчас он уверен, что это только начало. О профессии программиста, многолетнем опыте работы в банке и «тайном ордене» «айтишников» мы разговаривали с Андреем.

– Чаще всего профессия программиста ассоциируется с замкнутым образом жизни. Это такой интроверт по натуре, так сказать, «вещь в себе». Сидит ночью за компьютером человек в очках, ни с кем не общается, ничего вокруг не видит, только стучит по клавишам.

– Это типичный стереотип. Или скорее мнение людей, которые с трудом могут себе представить, чем же этот «очкарик» занимается?! Сегодня пользоваться компьютером и работать в каких-либо программах умеет большинство, а вот разбираться в том, что находится внутри этих программ, понимать насколько там все сложно, но гармонично и согласовано, мало кто может. Поэтому и возникает представление, что программисты – люди не от мира сего.

Да, действительно, бывают и «стереотипные» личности. Но на самом деле все очень индивидуально. Есть открытые, веселые, компанейские ребята, совершенно непохожие на инопланетян или представителей «тайного ордена».

Но, с другой стороны, сама профессия располагает к сосредоточенности. Ты действительно должен полностью погрузиться в этот мир программного кода, чтобы работать эффективно и качественно, поэтому зачастую надеваешь наушники, чтобы не отвлекаться.

Здесь уместно вспомнить еще один стереотип – программисты в высшей степени независимые люди, которые считают себя «белой костью». Еще бы! Ведь без них все вокруг просто перестанет работать. Есть и такие, что называется, «себе на уме», но если ты действительно профессионал, то всегда готов к конструктивному диалогу. 

– Но все же, на ваш взгляд, программисты – это профессионалы-одиночки или команда профессионалов?

– Непростой вопрос. С одной стороны, в большом проекте программист без команды ничего не создаст, но, с другой стороны, есть таланты, которые могут и в одиночку написать довольно сложную программу. Здесь ситуация такая же, как с художниками: оформителей или дизайнеров много, а настоящих мастеров единицы.

– Может быть, тогда вспомните что-то из своего опыта?

– Бывало по-разному. Приходилось и одному писать какие-то программы. Но обычно большие программы в одиночку не создаются. Это было бы слишком долго и трудозатратно. К тому же человеку свойственно не только ошибаться, но и не замечать свои ошибки. Поэтому обычно – это работа в команде. А команда иногда может состоять из более чем трехсот человек. Например, у нас в банке больше сорока «айтишников», семнадцать из них – программисты. Это уже фактически структурное подразделение. Программисты разрабатывают программы, которые могут представлять из себя банковские продукты или вспомогательные системы. Другие «айтишники» им помогают. «Безопасники» проверяют программы на безопасность, а отдел поддержки потом, соответственно, поддерживает эти системы.

Банк стремится повышать свою технологичность, делая акцент на оптимизации процессов, а это, разумеется, требует увеличения числа IT-специалистов.

– Технологичность, как вам кажется, своеобразная дань моде?

– Нет. Это, прежде всего, требование времени – на дворе техногенный век. Жизнь ускоряется. Везде компьютеры и все онлайн. Скоро мы будем управлять нашими банковскими счетами с помощью только голосовых команд. Телефон будет распознавать наш голос как пароль и выполнять необходимые действия. И все это уже в ближайшем будущем. 

– Вы упомянули, что требуется увеличить штат IT-специалистов. Скажите, на что вы прежде всего обращаете внимание при приеме человека на работу?

– Во-первых, тщательно просматриваю его CV. Вроде бы, это уже давно общепринятая практика, но многие подходят к его составлению очень легкомысленно и считают простой формальностью. Но для меня, как для руководителя, CV потенциального сотрудника очень многое может о нем рассказать. Также я обращаю внимание и на оформление CV.

– Образование кандидата имеет весомое значение? Профильное – непрофильное, среднее – высшее.

– И да, и нет. В первую очередь важен опыт. Конечно, всегда приятнее иметь дело с образованным человеком. Это и уровень эрудиции, и жизненная мотивация другого порядка. Зачастую IT- специалисты (в частности, программисты) не имеют профильного образования, поэтому здесь важнее врожденная предрасположенность, призвание. Вот оно либо у тебя есть, либо его нет. Хотя по своему опыту могу сказать, что те, кто получил специальное образование, люди более целеустремленные, более ориентированные на успех в жизни.

– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать программист? Попросту говоря, программистами рождаются или становятся?

– Рождаются. Если тебе не дано от природы, то ничего не получится. Должен быть аналитический склад ума, логико-математические способности и, конечно же, это занятие должно нравиться. Кроме того, если речь идет о работе в крупной IT-структуре, то необходимы и такие качества, как выдержанность, исполнительность, дружелюбность и коммуникабельность. 

– Скажите, для программиста существует такое понятие, как вдохновение? И если да, то где вы его черпаете?

– Я думаю, что дело, которым занимаешься, просто должно тебе очень нравиться, в каком-то смысле им нужно жить. Наверняка среди программистов таких одержимых своей профессией довольно много. Но главное, когда таким образом относишься к работе, никакого особого вдохновения уже и не требуется, ты всегда находишься в творческом состоянии. Потому и возникают все эти стереотипы, так как большинство людей живет по-другому.

Поэтому я бы поставил вопрос иначе: где мы черпаем информацию, необходимую для того, чтобы идти в ногу со временем. А информацию мы черпаем из разных источников – различные сайты, новостные порталы, журналы, книги и т.д. Раз в квартал мы устраиваем IT-конференцию, где обсуждаются текущие задачи. В ее организации помогает наш учебный центр совместно с отделом HR. На конференции выступает 6-7 докладчиков, а неформальное общение, как обычно, происходит в кулуарах.

Мы постоянно находимся в гуще информационного потока – посещаем выставки, интересуемся новейшими достижениями, много общаемся с коллегами по цеху. Все это не проходит даром, а воплощается в какой-то программный продукт или концептуальное решение.

– Читала как-то интервью с программистом, где он использует инструмент для чтения новостей. Что это такое?

– Это программа, которая отбирает лучшие новости по тематике. Но я этим не пользуюсь. Я больше доверяю своей интуиции.

– А как вы сами пришли в эту профессию? Не могли бы вы рассказать поподробнее?

– По образованию я экономист-международник, окончил Высшую школу экономики и культуры. С 18-ти лет работаю «айтишником» в банках и видел всю банковскую систему насквозь. За прошедшие с тех пор 23 года, только семь лет я работал не в банке, занимался электронной коммерцией.

Когда я пришел в свой первый банк, нас, «айтишников», было всего двое. Через 2 года взяли третьего. Сейчас в BlueOrange, например, создано целое IT-подразделение. Честно говоря, возникает очень приятное чувство, что я оказался прав в выборе.

Я еще в детстве понял, что будущее – за компьютерами. Когда я в первый раз увидел компьютеры, то просто в них влюбился и сразу понял – это перспективно и то, чем я хочу заниматься. Я всегда был уверен, что системы искусственного интеллекта, умные дома, домашние роботы, машины без водителей – это уже завтрашний день.

– Насколько я понимаю, помимо того, что это ваша работа, это еще и входит в список ваших интересов? Вы этим увлекаетесь и в свободное время?

– Да, безусловно. Поэтому и в круг моего общения входят в основном «компьютерщики». Как только Интернет начал развиваться, у нас сразу образовалась своя компания «айтишников».

– В BlueOrange вы пришли работать в 2013-м. Что входило в вашу компетенцию?

– Меня приняли руководителем отдела развития. В мои задачи входило развитие информационных систем и руководство отделом. Так я проработал 2,5 года и потом стал руководителем IT-управления банка. В итоге на сегодняшний день под моим руководством находится семь отделов.

– Возможно, это еще один из стереотипов, что профессия программиста подразумевает полную загруженность и свободного времени нет вообще. Так ли это? Как у вас со временем?

– Как когда. Я умею переключаться. Иначе нельзя. Именно потому, что это работа, требующая большого умственного напряжения. Кто не научится отключаться и давать отдых мозгу, долго не выдержит. Недавно мы переехали в новое здание, в котором обустроена игровая комната и lounge-зона, которые мы можем использовать в обеденных перерывах и после работы.

– А как вы отдыхаете? Может, практикуются какие-либо командные выезды?

– Да, у нас среди «айтишников» проводятся ежегодные выездные тимбилдинги. Это помимо празднования дней рождения в офисе.

– Скажите, как у вас проходят обсуждения с коллегами текущих вопросов?

– Ежедневно мы проводим стенд-апы, когда собирается вся команда: руководители, программисты, тестировщики, дизайнеры. Каждый рассказывает, что он сделал за предыдущий день и о своих планах на ближайшее будущее. Если есть вопросы, люди могут их задавать.

– Сейчас в банке открыты несколько вакансий: разработчики SHAREPOINT, JAVA и .NET, а также разработчики IOS и ANDROID в Управлении развития информационных систем. Скажите, почему именно эти специализации наиболее востребованы?

- Вакансии продиктованы потребностями в развитии информационных систем. В нашем банке системы разрабатываются на наиболее продвинутых, распространенных и гибких платформах, которыми и являются все вышеперечисленные.


Мнения самих программистов и узнать о их взглядах на жизнь, можно прочитать здесь.

Если тебя заинтересовала работа ИТ, загляни в вакансии. Однако свое CV можно прислать и не называя определенную вакансию, если уверен, что в команде ИТ BlueOrange не достает именно твоих сил и знаний.